rezinka@mail.ru

 

 

Посвящается KathyRaeHuffman

Журнал «Арт-стрелка»
Ирина Аршанова

 

«Выставка вторичного художника»

Мы побывали на персональной «Выставке вторичного художника» Натальи Дю.

 

- Наталья, как вы пришли к теме этой выставки ?

- Как- то я сказала одному художнику, что его работа вторична, и он обиделся навсегда, а я всего лишь хотела сделать комплимент (он сделал хороший вторичный проект), а главное он был очень искренен и проделал работу, с огромным желанием маленького человека.
А еще мне захотелось некоторой самоидентификации. 

 

- А что для вас значит вторичный художник ? Может быть вторичный – это тот, кто не выставляется в МОМА ?

- Я не теоретик искусства, более того, я вообще сомневаюсь, что хоть что-то понимаю в искусстве, поэтому ничего ценного сказать не могу.
Для меня это субъективное, почти неотрефлексированное ощущение.

Думаю вторичный - это не первый, необязательный, несостоявшийся, незрелый, не значимый для мирового арт-процесса, не чрезвычайно интересный, нестабильный в хороших проектах.

Вторичный художник- это художник, которому в гениальности отказано, перспективы в карьере никакие не блещут, но у него есть потребность в самовыражении. И делает он это адекватно своему таланту, точнее его отсутствию. Он адекватен, понимаете ? И этим ценен ! Ведь в мире так мало адекватного…
Вторичный - это тот, кто находится в вечном пубертатном периоде, и каждым своим проектом невольно выдает незрелость и душевную инфантильность.
Но это не самокритичный проект, для меня вторичность - спорная, но все - таки ценность.
Я буду рада, если моя выставка будет выглядеть одномерной и не отсылать к метафорам.

Все, что вторичный художник может создать ценного, будет ценно в первую очередь только для него, в контексте его субъективного мира, и говорить о том, что это не ново, сравнивать с кем- то, не имеет смысла.

 

 - А вторичность и плагиат… совместимые вещи ?

- Вы хотите сказать, что вторичные художники занимаются плагиатом ? Не согласна.

Чаще всего это удел звезд (которые слямзят, а потом изощренно пытаются замаскировать), а вторичные художники создают очень искренне и честно, и только впоследствии узнают, что такое уже тысячу раз было, только более точно, чисто и грандиозно. А происходит это в силу их элементарного невежества. К тому же чужое произведение всегда может вдохновить на совершенно другой проект, ведь реальность многомерна, а интерпретация безгранична. 

 

- Скажите, а бывают «третичные» художники ?

- Как-то не задумывалась над этим.

Может быть «третичные» отличаются другой мотивацией. Например, один художник сказал, создавая проект: «хочу продаться буржуям». 
А может быть, это художники, в проектах которых отсутствует та самая пресловутая «химия». Не знаю.

 

- Наталья, расскажите о своих проектах. Начнем с перформанса «Званый ужин» (из серии «вторичный художник»). Скажите, здесь аллюзия к «Званому обеду» Джуди Чикаго ?

- Нет, к телепередаче «Званый ужин».
Я буду готовить разные блюда и постараюсь создать приятную обстановку, чтобы посетители чувствовали себя как гости.
Мне бы хотелось, чтобы коллеги и знакомые увидели меня с другой стороны, узнали о моих человеческих качествах, а также о кулинарных способностях.  Повторюсь за Дастаном Кожахметовым (директор СЦСИ. прим.ред.), который мне однажды лукаво сказал: «я умею это делать».  

Кстати, наш куратор Юля Сорокина прекрасно готовит. И когда английские художники приезжали в Казахстан, они радовались: ура, мы едем к Юле, она опять будет готовить! А арт- критик Центральной Азии, приезжая ко мне из другого города, серьезно предупредила: «Я хочу, чтобы меня встретили как гостя и подругу».
Мы любим встречать, любим, чтобы нас встречали… мы любим, а значит, прежде всего, мы люди.

 

- Про людей. Куратор Виктор Мизиано в одном интервью сказал:
«Я не могу себе представить, что делаю какой-то кураторский проект, не будучи очарован художником как личностью. Куратору важны не столько хорошие художники, сколько хорошие люди». Вы что- то можете добавить ?

- Только высказывание другого известного человека. Арт - критик Борис Чухович говорил, «что искусство есть производное личных отношений, и мне проект интересен, если интересна персона, которая его делает...»

 

- Я вижу в этом перформансе самоироничную профанацию…

- Профанацию меня как художника, но, надеюсь, не как человека ?

 

-А что Вы можете сказать об инсталляции «Это не инсталляция. Это мамин любимый сервиз» ?
-Я показываю мамин любимый сервиз, с которым у меня связаны многие детские воспоминания. Утро. Залитая солнцем комната. Я только что проснулась и такое счастье: в правой руке конфета, в левой- в мягком кожаном футляре- любимая непонятная штучка (экспонометр). Сервиз гэдээровский, очень тонкий фарфор, его покупала еще моя бабушка, и поскольку он так дорог маме, то пользоваться им не разрешалось, и он стоял десятилетиями странным неприкосновенным экспонатом.
И мне захотелось сводить его на выставку, поместить в среду более гармоничную, как мне казалось. Но когда это случилось, я с болью заметила, насколько бесцеремонно и равнодушно выставочное пространство обращается с ним.
Насколько одиноко и нелепо его присутствие, да и не так уж оказывается концептуально, в общем, полное бессилие  послать тот самый месседж внутреннего ощущения домашнего счастья.
Я попыталась защититься от экспансии искусства названием «Это не инсталляция. Это мамин любимый сервиз», но зашоренные волонтеры повесили табличку: «... инсталляция, дерево, фарфор. 101х30х25 см».

 

“This is not an installation. It’s my mother’s favourite tea set”

 

 

 

 

-А кто автор стихов в проекте «Концептуально-локально» ?
-Я. И я личный костюмер белочки.

 

- Белка выглядит здесь как некий пунктум, но выглядит она необязательно…
- Это попытка создать искусство. Да, дохлый номер, такой же дохлый, как и чучело белочки, которая так старательно пытается проиллюстрировать стихи, адекватно перевести вербальное в визуальное, которая красивая, добрая, но мертвая…

 

- Мне этот проект напоминает «суп из топора»; белка все это заварила, но в итоге выглядит лишней, и ее надо убрать.

- Этот совет - лучший комплимент и понимание проекта.
___________________________________________________________________________

 

Это – арт-белка
Она от искусства,
Выплескивает на холст
Свои чувства искусно.
Не боится мейнстрима, галерей и продаж…
А вдруг что-нибудь продашь?

А главное - она концептуальна !
И не беда, что локально.

 

“Conceptually-locally”

 

--------------

Эта белка, увы, трансвестит,
Вам неприятно и нам претит.
Выставляем его в ее же наряде,
Торжества гуманизма и объективности ради !

 

“Conceptually-locally”

 

----------------

Эта белка – чья-то  мама,
Она сделала тысячу дел по дому,
И устало говорит:
- Я как белка в колесе.

 

“Conceptually-locally”

 

--------------

Эта белка - очень больна,
В глазах страданье,
на лице грусть…
А то, что были мечты и желания,
Строились планы,
Пусть?!

 

“Conceptually-locally”

 

 

- Про проект «Мусор». Почему такое название ?
-Это термин фотографов. Речь идет о визуальном мусоре- количестве неудачных снимков.
На одном мастер- классе мы обсуждали эту тему, и один знакомый сказал, что наш глаз, в принципе, видит много «мусора» - интереснейшая мысль !
Художник захватывает реальность, которая ему не принадлежит, убивает ее с помощью фотографии и вот, самый лучший миг, клейменный именем художника, готов.
А остальные кадры-реальность продолжают жить своей безызвестной жизнью.

 

- Но это же фотография великого Картье-Брессона !

- Он гений. Но речь не о нем, а о «мусоре».

 

“Garbage”

(фрагмент)

 

- А вот это видео. Расскажите о нем.
Это серия фильмов.
Один из них, «Декабрь 2009», я сделала под впечатлением от знакомства с женщиной, которая совершенно одна работает на электро подстанции в степи, следит за показаниями приборов.  Рано утром и поздно вечером она проходит по степи несколько километров, поскольку никакой транспорт туда не ходит. И так уже 12 лет без отпуска.
А параллельно показана жизнь вторичного художника, который мается, трудится над созданием своего очередного «нешедевра».
Часто возникает вопрос: как относиться к таким людям ? В данном случае их мотивации неубедительны, а упорство кажется бессмысленным.
Но, на самом деле, речь вовсе не о смысле жизни или искусства, а о том, как в декабре 2009 года живет человек, чем занимается, как питается, что чувствует или не чувствует. 
В этот период не случается ничего героически-значимого, уникального, просто отрезок времени и в нем люди, знаете, такая самодостаточная повседневность. Мне это почему-то очень близко, я вижу вот в таком вторичном существовании независимую самоценность.

 

- Наталья, хотели бы вы еще что-нибудь добавить ? Например, об этом интервью ?

- Это вымышленное интервью про несуществующую выставку, я придумала его, когда занималась уборкой по дому.  
Но все равно я была очень искренна, как может быть искренен вторичный художник.
Надеюсь, когда-нибудь воплотить эти проекты в жизнь, которые послужили бы хорошей иллюстрацией к тексту.

 

От редакции: Пожелаем Наталье здоровья и осуществления планов !

Караганда, декабрь 2009 год




Dedicated to Kathy Rae Huffman


The magazine “ART- strelka”
Irina Arshanova

 

“A secondary artist’s exhibition”

We have visited the personal exhibition of Natalya Dyu. It’s called “A secondary artist’s exhibition”

 

- Natalya, how did you come to the theme of this exhibition ?
- One day I said to an artist that his work was secondary, and he felt hurt for ever, and I only wanted to pay a compliment (he had made a good secondary project), and above all he was very sincere and had made the work with a great desire of a little man.  
And in addition I had the wish of some self-identification.

 

- And what does a secondary artist mean for you ? May be a secondary is the one who is not exhibited at MOMA ?

- I am not a theorist of art, and, what is more, I doubt that I understand something in art at all, and so I can’t tell anything valuable.
It’s a subjective sensation for me that almost hasn’t acquired any reflex.
I think a secondary is not: the first, optional, who has gone through, mature, significant for the world art-process, extraordinary interesting and stable in good projects.
A secondary artist is the one who has been refused in genius, whose prospects in the career are not brilliant at all, but he has the need of  self expression. And he does that adequately to his talent, that is adequately to it’s absence. He is adequate, do you understand ? And he is valuable by that !   There is so little adequate in the world , you see.
The secondary is the one who is always in the period of pubescence, and every project of his betrays involuntarily his immaturity and spiritual infantilism.
But this is not self critical project, secondariness to my mind is a disputable value but nevertheless a one. I’ll be happy if my exhibition looks one-dimensional and doesn’t refer to metaphors. Everything valuable that a secondary artist can create willbe valuable firstly for him in the context of his subjective world, and there is no sense to say that it is not new and to compare with somebody.

 

- And are secondariness and plagiarism... compatible things ?

- You want to say that secondary artists are engaged in plagiarism ? I don’t agree wiht you. Most often it is a lot of stars (they usually pilfer something and then try to disguise subtly ), while secondary artists create very sincerely and honestly, and only subsequently get to know that such thing has already been a thousand times, but more exactly, cleanly mightily. And it happens owing to their elementary ignorance. Besides, somebody else’s work of art may always inspire to quite a different project, the reality is polymesured and the interpretation is unlimited , you know. 

 

- Tell me, are there “tertiary” artists ?
- I haven’t fallen to thinking about that somehow. May be the “tertiary” differ by another motivation. For example, one artist said, creating a project, “I want to be sold to bourgeois”. And may be they are the artists in whose projects there is no the very notorious “chemistry”. I don’t know.   

 

- Natalya, tell me about your projects. Let’s begin from the performance “The Dinner Party”. Tell me, is there an allusion to “The Dinner Party ” by Judy Chicago here ?
- No, there is the one to the telecast “The Dinner Party” here. I’ll be cooking different
refreshments and I’ll try to create pleasant surroundings so that the visitors should feel themselves guests.
I’d like my colleagues and acquaintances to see me from the other side, to learn about my human qualities and about my cookery abilities as well. I’ll recur for Dastan Kozhakhmetov (the director of SCCA. annotation of editor), who once told me slyly: “I know how to do it”.

By the way, our curator Julia Sorokina cooks perfectly, and when the English artists came in Kazakhstan , they were happy: hurrah, we are going to Julia, she will cook again. And the best art-critic of Central Asia coming to see me let me know beforehand most seriously: “I want me to be met as a guest and a friend”.We like to meet , we like to be met... we like, and it means that we are people first of all. 

 

- As for people. Curator Victor Miziano said in one of his interview: “I can’t imagine that I am making some curators project without being fascinated with the artist as a personality. Good artists are not so much important for a curator as good people”. Could you add anything ?

- Just an expression of another well-known man. Art-critic Boris Chukhovich said, that “art is a derivative of personal theme, and a project is interesting for me if the person, who is making it, is interesting”.

- I see a self-ironical profanation in this performance...

- The profanation of me as an artist, but, I hope, not as a human being ?

 

- And what could you say about the installation “This is not an installation. It’s my mother’s favourite tea set” ?

- I show my mother’s favourite tea set with which a lot of my childhood recollections are connected. It is morning. A sunlit room. I have just woken up and, oh, such a happyness ! There is a sweet in my right hand and there is my favorite incomprehensible thing (an exponometer) in a soft leather nature in my left hand.  The tea set made in GDR. It is a very fine porcelain, it was bought as far back as by my grand-mother, and so far as it is so dear to my mother, it was not allowed to use it, and it had been standing for decades like a stange inviolable exhibit.
And I wished to take it to an exhibition and place it in surroundings which are more harmonic as it seemed to me. But when it took place, I noticed with a heavy heart how much without ceremony and with indifference it was treated by the exhibition space. How much lonely and absurd its presence is ! And it is not so conceptual it appears . In general it is absolute importance to send the message of the inherent sense of hearth happyness.
I tried to defend myself from the expansion of art with the help of the name: “This is not an installation. It’s my mother’s favourite tea set”. But the volunteers who run in blinkers hung up the table: “... installation, wood, porcelain. 101x30x25 cm”

 

 

 

 

- And who is the author of the poems in the project “Conceptually-locally” ?

- I am. And I am a personal costumier of the squirrel.

 

- The squirrel looks like some punctum, but she looks not obligatorily...
- This is an attemt to create art. Yes, it is a puny item. It is as puny as the stuffed animal of the squirrel, which tries so diligently to illustrate the poems, to translate adequately from something verbal into something visual, who is beautiful, kind, but lifeless...

 

- This project resembles me “the soup out the ax”; the squirrel has made a fine mess of it, but finally she looks innecessarily, and she ought to be taken away.

- This advice is the best compliment and the comprehension of the project.
------

This is an art-squirrel,
She is from art,
She splashes out her feelings
On the canvas skilfully.
She isn’t afraid of the mainstream, galleries and sales...
Suppose you sell something ?
And above all, she is conceptual !
And it doesn’t matter that locally.

 

 

 

----------
Alas, this squirrel is a transvestit,
It’s unpleasant for you, and we are sick of it.
We exhibit him in her very attire,
For the sake of the triumph of humanism and objectivity.

 

 

-----

This squirrel is somebody’s mother,
She has done a thousand things in the house,
And she says wearily:
-I run round, like a squirrel in a cage.

 

-----
This squirrel is very ill,
There is suffering in her eyes,
There is melancholy in her face,
But the fact that there were dreams and wishes,
And the plans were being made,
We’ll let it go at what ?!

------

- About the project “Garbage” . Why there such a name here ?

- This is a term of photographers. The question is about visual garbage, that is about the number of unlucky photos. We were discussing this theme at one workshop, and one my acquaintance told us that our eye as a matter of principle sees a lot of garbage - what an interesting thought !

An artist captures the reality, which doesn’t belong to him, kills it with the help of photography; and well, really, the best moment, which is branded with the name of the artist, is ready.
And the rest of the shots-reality continue to live in its obscure life.

 

- But after all, it is the photograph of the great Cartier Bresson !

- He is a genius. But the question is not about him, but about “garbage”.

(fragment)

 

- And here is this video. Tell us about it.

- This is a series of films. One of them, “December 2009”, I made being impressed by the acquaintance with a woman who works quite alone at an electric substation in the steppe, she watches the readings of the apparatuses. Early in the morning and late at night she walks through the steppe several kilometres, because there is no transport to run there. And it has been going on so without leave for twelve years already.
And the life of a secondary artist  is shown simultaneously, the artist toils , works at the creation of his next “non-master-piece” in turn.
The question often appears: how should we regard such people ? In this case their motivation are not convincing and their persistence is nonsensical.
But, as a matter of fact,the question is not about purport of life or about the purport of art at all, but about the fact: how person lives in December of 2009, in what he is engaged, how he feeds, what he feels or what he doesn’t feel.
Nothing heroic and significant and unique happens during this period. It is simply a space of time and there are people in it, you know, it is such a self-sufficient daily occurence. It is very dear to me for some reason. I see an independent self-value in such a secondary existence.  

 

- Natalya, would you like to add something more ? For example, about this interview ?

- It is an invented interview about a non-existent exhibition, and I invented it when I was tidying up my home. I was as sincere as a secondary artist can be. I hope to realize these projects some day. They would serve as a good illustration to the text.

 

From the editorial staff: Let us wish Natalya health and realization of her plans !

Karaganda
December, 2009